{end}


Язык:

Источник:

раскрыть

 

Структурная оппозиция:

раскрыть

Лексико-семантическое поле:

раскрыть

Означающее:  

Биографии по фамилии

раскрыть

Означаемое:  

статистика

Дата внесения с  

по

Дата изменения с  

по

Модератор: 

Логин  Пароль  | Регистрация для полного доступа | Забыли пароль? | Что дает регистрация? | Оплата доступа
Посмотреть блокнот

АПОСТОЛЬСКЫИ

Версия для печати

ID: 10452
Означающее: АПОСТОЛЬСКЫИ      Добавить в блокнот
Означаемое:
Язык: Древнерусский
Источник:Словарь древнерусского языка (XI-XIVвв.) Р.И. Аванесов, В.Б. Крысько. Москва. Русский язык. 1988-...
Структурная оппозиция: Семантика
Лексико-семантическое поле: Лингвистика
 

АПОСТОЛЬСКЫИ

(361)

прилагательное

к апостолъ

1 в 1 значении

Источники
ГА XIII— XIV
— Хроника Георгия Амартола, славяно-русский перевод XI в. в сп. XIII— XIV вв., ГБЛ, Фунд., № 100, 273л. Изд.: В. М. Истрин. Книги временьныя и образныя Георгия мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе, т. I. Текст. Пг., 1920: л. 18в— 149г — изд.: с. 27—235/11, л. 150а— 265г — изд.: с. 249/19— 412/21, л. 266а— 273г — изд.: с. 235/11—249/19. Греческий текст по изд.: Georgii Monachi Chronicon, ed. C. Boor, v. 1. Lipsiae, 1904; в отдельных случаях (с пометой — М) по изд.: Э. Г. фон Муральт. Хронограф Георгия Амартола. — В кн.: Памятники языка и словесности, их списки, чтения и объяснения. СПб., 1859. [Князевская: XIV в.]
ГБ XIV
— Григория Богослова 16 слов с толкованиями Никиты Ираклийского, XIV в., ГИМ, Син., № 954, 213 л.: л. 26 — 2136 — Слова Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского. Греческий текст по изд.: Patrologia graeca, v. 35 — 36 (13 “слов”), остальные “слова” и “толкования” по рук. XIV, ГИМ, 59/LX 151: Όι άναγινωσκόμενοι λόγοι του εν δγιοις πατρός ημών Γριγορίου του θεολόγου, έρμεΰμβνοι από φωνής του σοφώτατου κύρου Νικήτα του Ηράκλειας
ЗЦ к. XIV
— Златая цепь, конца XIV в., ГБЛ, Тр.-Серг., № 11, 122 л.: л. 1в—78г — поучения, л. 78г—86г см.: СВл XIII, сп. к. XIV, л. 86г—119в — поучения.
Изб 1076
— Изборник Святослава, 1076 г., ГПБ, Эрмитажн., № 20, 276 л.: л. 1—275 об. (в рукописи отдельные части текста наведены новыми чернилами в XIV в.), л. 275 об.—276 — запись писца. Изд.: Изборник 1076 г. Издание подготовили В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов, Г. Ф. Нефедов. М., 1965. Греческий текст по указанному изд. [СК XI—XIII, № 5: 1076 г.]
КЕ XII
— Кормчая Ефремовская, XII в., ГИМ, Син., № 227: л. 1—2876 — текст. Изд.: Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований, труд Бенешевича В. П., т. I. СПб., 1906, с. 1 — 15, 40—803, л. 101, 145, 2156, 246 — приписки XIII в. Греческий текст по указанному изд. [СК XI—XIII, № 75: XII в.]
КН 1280
— Кормчая Новгородская, 1280 г. и сер. XIV в., ГИМ, Син., № 132, 631 л.: л. 1 — запись, л. 336г—342в — см. ЗС 1280, л. 342в—г — Еретици хулять древняя святыя мужа, не по закону женитву творящих, л. 342г—343в — Яко же подобаеть жены звати госпожею, Козмы Халкидонского, л. 374г—377а — Написание Афонасия, мниха Ерусалимского... о древе разумнем добру и злу, л. 377а—в — Того же Афонасия о наузех и о стреле громней, л. 462в—г — О кресте, иже на земли и на леду пишут, л. 476в—477в — О возбранених женитвах, л. 477в—482г — Устав о брацех, л. 507г—508б — Правила священникам Ильи архиепископа Новгородского и епископа Белгородского, л. 508б—508г — Правила епископам, л. 508г—510б—Правило черноризцам, л. 510б—518а — Иоанна митрополита русского, написавшего правило церковное от святых книг вкратце Якову Черноризцу, к. XI в., л. 518б—539б — Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, 1130—1156 гг., л. 539б—546в — Правила Кирилла митрополита русского и сошедшихся епископов: Долмата Новгородского, Игнатия Ростовского, Феогноста Переяславского, Симеона Полоцкого на поставление епископа  Владимирского Серапиона, 1273 г., л. 563б—564а — Иоанна Дамаскина о македонских месяцах, л. 5646—567г — Великого книжника антиохийского о каландах, нонах и идех, л. 567г—575в — Летописец вскоре патриарха Никифора (к. XI — н. XII в.) и Русское продолжение Летописца вскоре (до 1274 г.), л. 604а—611в — Кирилла Туровского сказание о черноризском чине, л. 615в—627в — см. РПр сп. 1280, л. 628а—630а — см. УВлад сп. сер. XIV, л. 630а—631б — см. УСвят 1137 сп. сер. XIV. [СК XI—XIII, № 183: 1280 г. и сер. XIV в.]
КР 1284
— Кормчая Рязанская 1284 г., ГПБ, F. п. I, 1, 402 л.: л. 1а—402б — текст, л. 402б—402г — запись. Греческий текст по изданиям: Patrologia graeca, v. 32, 43, 79, 87 (3); Ευνοδικόν, ed. Beveridge William, v. 1—2. Oxonii, 1672; Anecdoda, ed. Heimbach G.E., v. 2. Lipsiae, 1838—43; 60 Librorum Basilikon, ed. J. Leunclavius. Basel, 1575; Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta, ed. J.B. Pitra, S.R.E. Card. Romae, 1868; Ecclesiae Graecae monumenta, ed. Cotelerius J.B. Paris, 1677; Πρόχειρος νόμος. Zachariae  v. Lingenthal K. E. Heidelberge, 1837. [СК XI—XIII, № 186: 1284 г.]
КТур XII сп. XIV
— Слова Кирилла Туровского из сборников XIV в.: 1) “Сборник Уварова”, XIV в., ГИМ, Увар., № 589, 1°, л. 224 об.—286 (См. СбУВ XIV); 2) Пролог, XIV в., ГИМ, Увар., № 83, 1°, л. 19—20; 3) Измарагд, XIV в., ГБЛ, Рум, № 186, л. 83—85. Изд.: М. Сухомлинов. Рукописи графа А. С. Уварова, т. II. СПб., 1858. Расписаны слова: II. Слово на вербницу: (Сб., л. 224 об.— 229 об.), изд. с. 3—10; III. Слово на воскресение: (Сб., л. 229 об.—235 об.), изд. с. 11 — 18; IV. Слово на антипасху в новую неделю: (Сб., л. 235 об.— 244), изд. с. 19—24; V. Похвала Иосифу по пасце в неделю 3-ю и о мироносицах: (Сб., л. 244—256 об.), изд. с. 25—35; VI. Слово о расслабленном, от бытия от сказанья евангельского, 4-я неделя по пасце: (Сб., л. 256 об.—263 об.), изд. с. 36—42; VII. Слово о слепци и о зависти жидовьстей, от сказанья евангельского, в неделю 6-ю по пасце: (Сб., л. 264—270), изд. с. 43—49; VIII. Слово на вознесение господне, в четверг, 6-я неделя, от пророческих указаний: (Сб., л. 270—275), изд. с. 50—56; I.. Похвала святых отец: (Сб., л. 275 об.—283), изд. с. 57—64; XII. Наказанье: (Сб., л. 283—286), изд. с. 70—73; XVII, Слово святых отец о наказаньи: (Измарагд, л. 83—85), изд. с. 105—108; XXV. Притча о теле человечесте и о души его и о воскресении мертвых: (Пр., л. 19—20), изд. с. 137—139. В словарных статьях цифра обозначает страницу издания.
ЛЛ 1377
— Летопись Лаврентьевская, владимирский летописный свод 1305 г., по сп. 1377 г. Изд.: ПСРЛ, т. 1. Лаврентьевская летопись, вып. 1. Повесть временных лет, изд. 2. Л., 1926; вып. 2. Суздальская летопись. По Лаврентьевскому списку, изд. 2. Л., 1927, ст. 1—488. (Воспроизведение текста издания 1926—1927 гг. М., 1962). В данном издании текст с концом изложения событий 898 года и текст с последующими событиями до 922 года приведен по Радзивиловской рукописи XV в. В Словаре при указании на разночтения использованы принятые в издании сокращения: Р — Радзивиловский список XV в., М — рукопись б. Московской духовной академии, XV в., Т — Троицкий список XIV—XV вв.
Пал 1406
— Палея толковая, 1406 г., ГБЛ, Тр.-Серг., № 38, 208 л., л. 1а—2086 — текст, л. 208а—б — запись. Изд.: Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. Труд учеников Н. С. Тихонравова, вып, 1. М., 1892; вып. II. М., 1896.
Парем 1271
— Паремейник, 1271 г., ГПБ, д. п. I, 13: л. 58 — приписка писца, л. 73 об.— запись писца, л. 91 — приписка писца, л. 256—260 об.— паремейное чтение о Борисе и Глебе, л. 260 об.—263 об. проложное житие Бориса и Глеба. [СК XI—XIII, № 181: 1271 г.]
ПКП 1406
— Киево-Печерский патерик (Арсениевская редакция), 1406 г., ГПБ, Q п. I, 31: л. 1а—136 — Служба Феодосию, л. 94а—1056 — Похвала Феодосию, л. 105в—1446 — Сказание  Симеона,  епископа   Владимир¬ского, о печерских черноризцах, 1225—1226 гг., л. 1446 —202а — Послание Поликарпа печерскому игумену Акиндину о печерских черноризцах, 1222—1226 гг., л. 202а—б — запись.
ПНЧ 1296
— Пандекты Никона Черногорца, 1296 г., ГИМ, Син., № 836, 180 л.: л. 11 —180 — текст, л. 180 — запись писца, л. 137 об.— приписка. В отдельных случаях (с пометой — ПНЧ 1795) лексические варианты даются по изд.: Книга преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никона, игумена Черныя горы. Почаев, 1795. Греческий текст по рук. XIV в.  Парижск.  нац. библиотеки: Coislin, 122, S. Niconis, Collectanea. [СК XIV: 1396 г.— писец в записи ошибочно написал букву пси (700) вм. он (800)]
ПНЧ XIV
— Пандекты Никона Черногорца, XIV в., ГИМ, Чуд., № 16, 207 л.: л. 1—456, 80а—127г, 138а—207г. (Расписаны главы, не вошедшие в ПНЧ 1296). Греческий текст по рукописи см. ПНЧ 1296.
ПрЛ XIII
— Пролог «Лобковский» сентябрьской половины, 1262 г., или 1282 г., ГИМ, Хлуд., № 187, 148 л.: л. 1в—1486 — текст, л. 148 об.— запись писца. [СК XI—XIII, № 177: 1262 или 1282 гг.]
Пч к. XIV
— Пчела, XIV—XV вв., ГПБ, F. п. I, 44, 196 л. л. 1 —141. Изд.: В. Семенов. Древнерусская Пчела по перга¬менному списку. Сб. ОРЯС, т. LIV. СПб., 1893. Греческий текст по указанному изд. л. 182 об.— 188 об.— Изречения Менандра (См.: Мен к. XIV в.).
СбПаис XIV-XV
— Паисиевский сборник, к. XIV—н. XV  в., ГПБ, Кир.-Белоз., № 4/1081: л. 20 об.—23 об.— Вопрошание князя Изяслава о латынех (или Послание Феодосия Печерского великому князю Изяславу о вере варяжской), л. 23 об.— 28 об.— Слово Феодосия Печерского о вере крестьянской и латинской, л. 40—43 — Слово св. Григория изобретено в толцах о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, л. 48—59 — Слово... яко не подобает крестьянам кланятся неделе, л. 96 об.— 100 — Поучение Феодосия Печерского о казнях божиих («святыи отцы уставиша постные дни»), л. 100—103 об.— Слово о исходе души и о входе на небеса по смерти; приписывается Кириллу Туровскому, л. 128 об.— 136 —см.: СВл XIII сп. к. XIV, л. 148—167 — Сказание о Макарии Римлянине, л. 198 об.— 203 — Слово св. Моисея о ротах и клятвах.
СбТ XIV/XV
— Сборник, к. XIV — н. XV в., ГПБ, Q. п. I, 7: л. 117 об.— 127 — Поучение от седми собор на латину, л. 127—138 об.— Послание Петра Антиохийского об опресноках, л. 138 об.— 148 об.— К архиепископу Римскому от Иоанна митрополита русского об опресноках.
СбУв XIV
— Сборник, XIV в., ГИМ, Увар., № 589, 1°: л. 64 об.— 69 об.— Поучение Алексея митрополита всея Руси, л. 69 об.— 74 об.— Поучение ко всем крестьянам, л. 224 об.— 286 — см.: КТур XII сп. XIV под II—IX, XII.
СбЯр XIII
— Сборник молитв, вт. пол. XIII в., Ярославский областной краеведческий музей, № 15481, 1°; 226 л. (л. 200 хранится в ГИМ, Барс., № 347). Сборник расписан полностью, в том числе 18 молитв Кирилла Туровского на л.: 89—108 об., 154—162, 165 об., 169, 171 — 190 об., 194—201 об. [СК XI—XIII, № 387: вт. пол. XIII в.]
СкБГ XII
— Сказание о Борисе и Глебе, приписываемое мниху Якову, к. XI в., по  списку “Успенского” сборника XII  в., л.  86 — 26а.  Изд.: “Сборник XII в. Московского Успенского собора”, вып. 1. Под ред. А. А. Шахматова и П. А. Лаврова.— Чт. ОИДР, 1899, кн. II, с. 12—40. [См. также: Успенский сборник XII—XIII вв. Изд. подготовили  О.А. Князевская, В.Г. Демьянов, М.В. Ляпон. М., 1971, с. 42—71.]
УСт XII/XIII
— Устав студийский церковный и монастырский, к. XII или н. XIII в., ГИМ, Син., № 330, 281 л.: л. 196—245 об.— Устав монастырского общежития, л.  1 —196, 245 об.— 281 —Устав церковной службы и дополнения к нему (выборочная расписка), л. 189, 281 —записи, л. 281, 281 об.— приписки. [СК XI—XIII, № 138: к. XII в.]
ФСт XIV
— Огласительные поучения Феодора Студита, XIV в., ГБЛ, МДА, ф. 172 (I), № 52, 230 л.: л. 1в —2306 —текст. Греческий текст по изд. Του οσίου Θεοδώρου Στουδίτου Μεγάλη Κατήχησις. Βίβλιον δεύτερον. Πετρούπολις, 1904.

Сокращённые названия изданий, собраний рукописей, мест их хранения и словарей
Барс.— Собрание Барсова Е. В. (ГИМ).
ГБЛ—Государственная библиотека им. В. И. Ленина (Москва).
ГИМ — Государственный Исторический музей (Москва).
ГПБ — Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
Князевская — Князевская О. А. Древнейшая славянская рукопись Хроники Георгия Амартола.— В кн.: Восточные славяне. Языки, история, культура. (85-летию академика В. И. Борковского). М., 1985, с. 253—259.
МДА — Собрание Московской духовной академии (ГБЛ).
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей.
Рум.— Собрание Румянцева Н. П. (ГБЛ).
Сб. ОРЯС — Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук.
Син.— Синодальное собрание (ГИМ).
СК XI—XIII — Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI—XIII вв. Под ред. Л. П. Жуковской, Н. Б. Тихомирова, Н. Б. Шеламановой. М., 1984.
Тр.-Серг. — Собрание Троице-Сергиевой лавры (основное) (ГБЛ).
Увар.— Собрание Уварова А. С. (ГИМ).
Хлуд.— Собрание Хлудова А. И. (ГИМ).
Чуд.— Собрание Чудова монастыря (ГИМ).
Чт. ОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (ГБЛ).
Patrologia graeca — Patrologiae curcus completus. Series graeca, ed. J.P. Migne.

Условные знаки
[  ] - в квадратных скобках даются замечания и пояснения авторов Словаря, а в расписанных по фотокопиям текстах восстановленные буквы;
(  ) - круглые скобки в цитатах заключают буквы, написанные в оригинале над строкой;
|| - обозначает конец столбца, страницы или листа в рукописи;
   - обозначает оттенок значения слова;
| - обозначает употребление слова;
◊ - выделяет фразеологию, связанную с отдельным значением слова и ставится внутри абзаца;
◊◊ -выделяет фразеологию, относящуюся ко всему слову в целом и ставится в начале абзаца;
* - указывает на исчерпывающую цитацию в статье;
~ - при числе означает ‘приблизительно’;
> - при числе означает ‘более’

Примечание
- условные знаки [  ], (  ), использованные в изданиях, заменены знаком < >;
- буква под титлом между точками могла заменять собой всё слово или его часть в соответствии с её древнерусским названием;
- датировка грамот дана в согласии с вышеуказанными изданиями с учетом поправок по хронологии ярусов, где найдены были грамоты, приведенной в изд.: А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1956—1957 гг.). М., 1963, с. 5—6.

Раскрытие основ, данных в источниках под титлом

СДРЯАв.апостольскыи.д.gif
Гнездо семантики:
10452 АПОСТОЛЬСКЫИ
Семантические связи гнезда:
Аналог
Семантические связи ID:
Аналог
Словарно-поисковая система.

Сайт создан в СВЕ.РУ
Управление сайтом CMS SSPRO

Карта сайта
Главная
О проекте
Обратная связь
Все означающие
Книги
Контакты


 
www.podarkislogotipom.ru | www.oilsandfats.ru
|